Как войти в IT и какое будущее у профессии бизнес-аналитика?

Интервью TakeOffer с Ольгой Азимбаевой
Почему наглость – второе счастье бизнес-аналитика? Почему интровертам нельзя в бизнес-анализ, но если очень хочется, то можно? Сколько времени нужно, чтобы стать бизнес-аналитиком? Куда развиваться аналитику на максималках? Откуда вообще взялся бизнес-анализ и причем тут египетские фараоны? На эти и многие другие вопросы наш эксперт бизнес-аналитик Ольга дает ответы в интервью представителям сервиса карьерной консультации TakeOffer, где с недавних пор является одним из наставников.
Ольга, рады видеть тебя среди наших менторов. Расскажи о своем образовании и карьерном пути?

А я рада присоединиться к коллективу! С образованием все просто – факультет компьютерных наук в воронежском государственном (хотя была возможность учиться в Бауманке на факультете многоцелевых гусеничных машин.

А вот про мой карьерный путь можно сказки писать) Жила-была девочка, училась, как все, в университете, программировать вроде и нравилось, но как-то хотелось чего-то другого. И вот однажды увидела описание вакансии QA Lead с бешеным списком требований в международную компанию. Девочку это не остановило, и она пошла на собеседование. А дальше – наглость, как говорится – второе счастье. Взяли на стажировку тестировщиком. За два года потолок в этом направлении, дальше автоматизированное тестирование – написала пару курсов и перешла в UX, снова написала пару курсов и потом уже в бизнес-анализ. Причем аналитиков в компании еще не было – строила с нуля. Так и осталась в бизнес-анализе, уже больше десяти лет.


Почему вдруг ты выбрала именно бизнес-анализ?

Всегда нравилось все оптимизировать, придумывать что-то, улучшать, раскладывать по полочкам. Объяснять сложное простыми словами – это про бизнес-анализ.


Расскажи подробнее про профессию бизнес-аналитика, чем конкретно занимается этот специалист? Это боги сложных схем и повелители спецификаций?

Это повелители сложных систем и боги спецификаций ☺
Как-то на выставке в Германии меня просили за минуту объяснить, кто такой бизнес-аналитик. Я ответила, что «это просто умный человек, который стоит между заказчиком и разработчиками и помогает им найти общий язык». Если конкретнее – то мы в этом вебинаре рассматривали подробно.


Кому категорически не подходит профессия бизнес-аналитика?

Закоренелым интровертам! Бизнес-анализ – это про общение с людьми, с очень разными и иногда сложными людьми. Поэтому, если общаться не хочется, то, наверное, лучше идти в другую область. НО! Я в душе интроверт, а на работе – экстраверт. Так что даже это не является противопоказанием. Да и вообще аналитики тоже бывают разные – кто-то годами сидит на одном проекте, прописывая детали технических заданий, а кто-то – «на передовой», пытается читать мысли заказчика на фазах предпроектного исследования (Discovery).


Discovery фаза? Что это за зверь и с чем его едят?

Discovery фаза – это фаза предпроектного исследования – самая интересная часть работы аналитика с моей точки зрения. Т.е. это тот этап, где еще не ступала нога разработчика – только аналитик, архитектор и UX специалист. Задача этапа – понять что за продукт нужен клиенту и описать его концепт. А едят эту фазу с моей методичкой “A guide to a pre-project research phase for an IT business analyst”, которой я очень горжусь, потому что это моя собственная печатная книга, которую можно поставить на полку! Мы ее кстати переиздадим на русском языке в этом году.


Насколько сложно, долго и дорого войти в эту профессию?

Я считаю, что бизнес-анализ – это то направление, которому больше всего учит сама жизнь. Нервы, потраченные на общение с разными людьми и нахождение компромиссов – это ОЧЕНЬ дорого. А если серьезно, то, проведя много замечательных лет в этой профессии, я понимаю, какие знания находятся на острие необходимости, а какие можно забросить в пыльный угол вместе с прекрасным BABoK. Поэтому и открыла свою школу бизнес-анализа IT-Metla, в которой базовый курс занимает три месяца и этого достаточно чтобы получить работу.


Какое будущее у этой профессии? Не вытесняет ли бизнес-аналитиков искусственный интеллект?

Бизнес-аналитики были всегда, даже во времена пирамид. Просто представьте себе: сидит такой фараон и думает, что же ему построить и какой формы. И вот приходит к нему человек в белых одеждах, задает правильные вопросы и затем расписывает решение, которое нужно передать строителям. Вы скажете: «Это же архитектор!», но по сути своей аналитик – и есть архитектор. Он продумывает, что да как, и абсолютно неважно в какой сфере. Необходимость в умном человеке, который смотрит на вашу проблему со стороны и предлагает решение, не пропадет никогда!
А искусственный интеллект с заказчиком не поговорит, за обедом шутку не расскажет и эмпатию, так нужную в нашей профессии, не проявит! Так что нет, эта работа точно останется за человеком.


Сколько получает бизнес-аналитик в России и зарубежом?

Был даже целый доклад на эту тему на одной из конференций Analyst days в 2019 году (запись тут), но если коротко, то начальный уровень примерно 40 тысяч рублей, а верхним пределом я видела порядка 500 тысяч рублей. Причем я знаю людей, которые получают такие деньги в России, а не где-то там в Америке, да и вообще в IT почти все уже на удаленке, локация играет все меньше значения.


Если уже стал опытным бизнес-аналитиком, то в какие профессии можно развиваться далее?

Обычно дорога лежит в product ownership («владение продуктом»), но при этом необязательно прямо менять профессию и место работы и куда-то переходить. Бизнес-анализ хорош тем, что он разный и можно довольно долго жить под лычкой бизнес-аналитика, а заниматься разными вещами, в том числе и «продукт-оунерством».


Есть ли у тебя кумиры и фавориты из бизнес-анализа? Какие конференции, сообщества, подкасты или YouTube-каналы по этой теме ты можешь посоветовать?

У меня в принципе нет кумиров по жизни. Мне больше нравится придумывать новое, чем перечитывать или переслушивать старое. Поэтому, простите, но тут лучше спросить у Google.


Ты рассказала нам, что ты являешься не только ментором, но и преподаешь бизнес-анализ. Можно подробнее?

Я работала в большой международной компании, где поднимала компетенцию с нуля. В какой-то момент я поняла, что аналитиков на рынке становится все меньше, и решила открыть свою школу внутри компании. Сначала это были бесплатные курсы с последующей стажировкой в той самой компании. Но когда компания ушла из России, а я осознанно решила остаться, я вынесла эту школу в отдельный брэнд – IT-Metla.
Мы за три месяца даем курс молодого бойца, достаточный для получения работы по профессии. Но, чтобы промашек не было, перед входом в курс мы просим человека с нами (со мной лично) поговорить – может профессия вообще не его и зачем ему тогда идти на курсы.


Сейчас существует очень много онлайн курсов как от крупных платформ, так и от частных менторов. К сожалению, встречаются претензии к качеству таких курсов. Что ты думаешь по этому поводу? Почему так происходит? Как обеспечить высокое качество?

Я думаю, что большие платформы – это как завод, который старается клепать однотипный продукт по шаблону. А люди разные, к каждому нужен свой подход. Все эти курсы обычно даются в записи по понятным причинам – один раз записал курс и потом показывай за деньги людям. Да, у нас так тоже было, когда школа была бесплатная, но в коммерческом продукте у проходящего курс человека должен быть проводник, иначе эффективность обучения сильно страдает. Каждый человек индивидуален и не поддается штамповке, поэтому, чтобы обеспечить высокое качество, нужно искренне переживать за судьбу каждого учащегося, что в больших потоках на больших платформах просто невозможно.


Где искать мотивацию студентам? Как ты их сопровождаешь в процессе обучения? Есть истории успеха учеников?

У нас 75 историй успеха! Это люди, прошедшие школу и с тех пор влюбившиеся в эту профессию. 75 историй – это только люди, которые учились с нуля и пришли из самых разных профессий – от специалиста пищевой промышленности до бухгалтера. А были еще сотни аналитиков самого разного уровня, с которыми нужно было работать и строить планы индивидуального развития.
Это может показаться странным и неуместным, но я в том числе оказываю психологическую поддержку: когда человек не понимает, куда ему и зачем, мы проходим с ним по Process communication model (я влюбилась в эту модель на тренингах). Это помогает вывести его сомнения и страхи на осознанный уровень. А когда ты осознаешь что-то, то бороться с этим становится куда проще.
Что касается мотивации – ее нужно искать в том, что нравится. И моя задача – найти и показать то, что нравится конкретному человеку. Если вдруг это окажется не бизнес-анализ, то я «перенаправлю» человека еще на этапе предварительного разговора.


А истории провала? Почему такое может произойти и как этого избежать другим студентам?

Куда же без историй провала. Лет 8 назад, когда у меня появился мой первый стажер и не было никакой программы подготовки еще, мы двигались вслепую и слишком быстро вывели человека на реального заказчика, да еще и общение было на английском языке. Вышло откровенно плохо, и человека демотивировало сильно тогда. Но провалы – это всего лишь уроки, на них надо смотреть как на опыт, и тогда все будет получаться. С тех пор я знаю, что нельзя человека бросать в бой через неделю обучения типа «как-нибудь выплывет», нельзя просто дать программу и потом, как мучитель, проверять домашние работы. Каждый человек – это отдельная судьба, и ментор должен в первую очередь видеть человека и только во вторую – стажера.


Есть что-то о чем мы тебя не спросили?

Обожаю этот вопрос. Меня научили его задавать в конце каждого интервью. И он действительно вскрывает много инсайдов. Наверное, хотелось бы еще рассказать, почему школа называется IT-Metla, ведь обычно школы называют как-нибудь академически. У нас в команде проекта только девушки, все они прошли через мою тогда еще бесплатную школу. Ну а где девушки – там и магия, а где новая школа – там и новая метла, которая метет по-новому ☺


Ссылка на оригинал интервью на TakeOffer:

https://takeoffer.ru/tpost/zzsyem7cf1-kak-voiti-v-it-i-kakoe-buduschee-u-profe

Понравился материал?