Стать бизнес-аналитиком. Алёна

Привет! Я Алена, практикующий бизнес-аналитик и по совместительству главный редактор IT-Metla. Сегодня я начинаю цикл статей «Истории успеха», с помощью которого докажу вам, что никогда не поздно все поменять и что утро понедельника может быть радостным.
Алёна Болдырихина – главный редактор IT-Metla.
Еще несколько лет назад каждый мой рабочий день начинался одинаково. Одинаково мерзким мне казался звук будильника, одинаково много раз я нажимала кнопку “Отложить” и одинаково сильно не хотела вставать с кровати. Мысль о том, что нужно тащиться на ненавистную работу, стоять в пробке с другими такими же бедолагами в набитом автобусе, а потом 9 часов заниматься неинтересными вещами, абсолютно лишала меня желания открывать глаза. Я ощущала себя маленьким ребенком, который не хотел идти в школу, придумывая, что бы такое у меня могло “произойти”, чтобы можно было позвонить и отпроситься. Но придумывалось только что-то страшное типа “я не приду, меня уволят и мне нечем будет заплатить за ипотеку”. Это меня пугало гораздо больше предстоящего рабочего дня, и я вяло плелась в ванную, чтобы начать свой очередной “день сурка”.

Я, как и многие сейчас, долго не могла решиться на смену профессии. Оставить всё «как есть» меня долгое время мотивировала мысль о том, что здесь, на текущем месте работы, всё понятно и какая-то карьера уже сложилась. В свои 28 лет я неплохо зарабатывала, занимала руководящую должность в крупной организации и могла бы даже назвать себя состоявшейся личностью, если бы не одно «но» - каждый вечер, приходя домой, я садилась на кухне и вместо ужина упрямо смотрела в одну точку, пытаясь где-то в узорах обоев разглядеть ответ на вопрос, почему я трачу столько времени и сил на нелюбимую работу. Примерно два часа в день у меня уходило на дорогу туда-обратно и девять часов минимум я проводила в офисе. Помимо этого, как бы я ни сопротивлялась, мой организм требовал минимум семь-восемь часов сна. Плюс всякие обязательные дела типа приготовления и употребления пищи и тому подобной рутины. В общем, времени на жизнь не оставалось совершенно.

К мысли об IT я приходила постепенно. Первым критерием выбора новой сферы была возможность удаленной работы. В тот период я ещё не верила, что работа вообще может приносить удовольствие, и хотела хотя бы убрать затраты времени на дорогу и выторговать себе еще пару часов жизни. Определившись с критерием «удаленки», я стала смотреть, в каких профессиях работа из дома вообще возможна. Большинство вакансий были в сфере IT. Прошерстив hh.ru, я выбрала несколько вариантов профессий, в которых я вообще могла бы пригодиться со своим экономическим образованием, опытом на производстве и умением внятно формулировать мысль. Самой подходящей оказалась стезя бизнес-аналитика. Я была очень удивлена, когда поняла, что в той или иной степени уже занималась бизнес-анализом на своем текущем месте работы, находя огрехи в производственном процессе и предлагая способы их исправить.

На самом деле навыки бизнес-анализа на базовом уровне есть у каждого из нас, и некоторые активно применяют их в обычной жизни. Но кому-то нравится оптимизировать всё вокруг, а кто-то комфортно себя чувствует в хаосе и неопределенности. Если вы из первой категории, то высока вероятность, что бизнес-анализ – это «ваша» сфера, если же вы – фанат творческого беспорядка и любите отдавать всё на волю случая, то я все равно советую дочитать до конца, потому что любому случаю стоит дать шанс произойти.

В общем, не буду описывать тот позор, с которым я проходила эту игру, скажу одно – я ее абсолютно провалила.
Итак, выбрав для себя интересующее в IT направление, я начала искать способы его изучения. Пересмотрев горы релевантных видео и статей в интернете, я пришла к выводу, что информации в свободном доступе очень много и она далеко не всегда качественная (как минимум потому, что от источника к источнику менялась даже терминология). Вывод напросился сам собой: надо искать, где меня обучат бизнес-анализу хорошо, качественно и желательно быстро. Поначалу я даже пыталась искать какие-то курсы дополнительного образования в ВУЗах, но не нашла ни одной подходящей программы. Зато сразу стало ясно, почему рынок вакансий бизнес-аналитиков так переполнен. Отсутствие релевантных курсов меня конечно расстроило, но в то же время, я обрела уверенность, что как только отучусь – смогу быстро найти работу, потому что квалифицированных аналитиков на рынке явно дефицит. И тут очень удачно мой знакомый программист, который искал курсы фронтенд-разработки, в процессе поисков наткнулся на сайт одной известной IT-компании, где проводилось обучение бизнес-анализу. Я сразу ухватилась за этот вариант. Проверить качество курсов не представлялось возможным, так как в моем окружении не было человека, который мог бы мне подсказать, стоит туда идти или нет. Но мои сомнения развеяла информация о том, что курсы длятся 3 месяца (а не год, например), и после этого сразу можно будет пройти собеседование на должность стажёра (или при хорошем раскладе даже джуниор специалиста) в эту самую IT-компанию. В общем, я решила попробовать, тем более, что в конце моего тоннеля безысходности забрезжил свет увольнения с работы, которую я ненавидела.
Итак, выбрав для себя интересующее в IT направление, я начала искать способы его изучения. Пересмотрев горы релевантных видео и статей в интернете, я пришла к выводу, что информации в свободном доступе очень много и она далеко не всегда качественная (как минимум потому, что от источника к источнику менялась даже терминология). Вывод напросился сам собой: надо искать, где меня обучат бизнес-анализу хорошо, качественно и желательно быстро. Поначалу я даже пыталась искать какие-то курсы дополнительного образования в ВУЗах, но не нашла ни одной подходящей программы. Зато сразу стало ясно, почему рынок вакансий бизнес-аналитиков так переполнен. Отсутствие релевантных курсов меня конечно расстроило, но в то же время, я обрела уверенность, что как только отучусь – смогу быстро найти работу, потому что квалифицированных аналитиков на рынке явно дефицит. И тут очень удачно мой знакомый программист, который искал курсы фронтенд-разработки, в процессе поисков наткнулся на сайт одной известной IT-компании, где проводилось обучение бизнес-анализу. Я сразу ухватилась за этот вариант. Проверить качество курсов не представлялось возможным, так как в моем окружении не было человека, который мог бы мне подсказать, стоит туда идти или нет. Но мои сомнения развеяла информация о том, что курсы длятся 3 месяца (а не год, например), и после этого сразу можно будет пройти собеседование на должность стажёра (или при хорошем раскладе даже джуниор специалиста) в эту самую IT-компанию. В общем, я решила попробовать, тем более, что в конце моего тоннеля безысходности забрезжил свет увольнения с работы, которую я ненавидела.
Я училась вечерами и иногда даже ночами. Помимо курсов и домашних заданий нужно было читать профессиональную литературу, смотреть видео, разбирать кейсы. Я очень уставала, но была так замотивирована, что не замечала этой усталости. Тот период пролетел почти незаметно, и когда я «очнулась» через 3 месяца, то поняла, что кажется, я в силах пройти собеседование (синдром самозванца меня не настиг скорее всего потому, что я слишком много сил вложила в обучение и даже подумать не могла, что чего-то не знаю). За период обучения я уже успела просмотреть IT-компании своего города и выбрала несколько вариантов, куда отправить резюме, но решила, что сначала попробую устроиться туда, где проходила обучение, а уж если не возьмут – буду искать другие варианты.

Ближе к концу обучения автор и преподаватель курса (она же по совместительству руководитель направления бизнес-анализа в компании, где я училась) пригласила меня встретиться. Дело в том, что в рамках курса я выиграла ее книгу про фазу предпроектного исследования в IT-проекте и очень желала эту книгу заполучить побыстрее (как я уже говорила, я готова была поглощать всю релевантную информацию, лишь бы заполучить новую работу). Так как это была просто встреча в кафе, на которой я просто собиралась забрать книгу, я совсем не готовилась. Просто отпросилась с работы на пару часов и приехала днем в оговоренное место.

Мы встретились. Ольга (так звали преподавателя и автора книги) оказалась очень приятной и простой в общении девушкой. Она спросила у меня, почему я хочу сменить работу, какие у меня вообще цели и мотивы. Я рассказывала, ощущала полное взаимопонимание и абсолютно расслабилась. И тут Ольга предложила сыграть в деловую игру для проверки моих базовых аналитических навыков – она будет играть роль заказчика в IT-компании, а я должна буду как бизнес-аналитик выяснить ее потребности и предложить решение. Я согласилась, не раздумывая. Во-первых, я была абсолютно уверена в себе, потому что и училась всегда хорошо, и на работе быстро поднялась по карьерной лестнице. Во-вторых, слово “игра” даже с приставкой “деловая” в принципе не вызывало у меня мыслей о чем-то серьезном и важном. В общем, не буду описывать тот позор, с которым я проходила эту игру, скажу одно – я ее абсолютно провалила. У меня случился какой-то ступор, и я совершенно не понимала, в какую сторону двигаться и какие вопросы я должна задавать как бизнес-аналитик.

Я ушла со встречи очень расстроенная и абсолютно разочарованная в себе и своих усилиях. Дальше был вечер страданий и самобичевания, но тот самый отвратительный звук будильника в 6 утра следующего дня не дал мне опустить руки. По пути на работу я написала Ольге и попросила дать мне совет, что мне делать в этой ситуации. Она ответила, что вообще-то провал игры – это своеобразный признак, что человеку не место в профессии, но обучение еще не закончилось и у меня есть время. К тому же ситуации бывают разные и, по словам Ольги, я была не первой, кто попадал в такую ситуацию, но из кого потом все равно выходил толк.

Я принялась учиться пуще прежнего. Сама искала идеи для деловой игры, представляла, какой заказчик мог бы обратиться, и придумывала вопросы, которые должен задать бизнес-аналитик этому заказчику. Параллельно читала выигранную книгу, в которой, кстати, почерпнула списки стандартных вопросов к заказчику на этапе предпроектного исследования.

Наше обучение закончилось общей деловой игрой на всех учащихся, подобной той, что я провалила, и тогда я поняла, что все было не зря. В своей команде я предложила и множество вопросов для выяснения требований, и со всеми вместе придумала концепцию IT-решения, и сама нарисовала прототипы экранов для продукта, и даже презентовала это решение от лица команды. Короче, все получилось, и в итоге меня взяли на работу в эту компанию! Стажёром, на зарплату ниже средней по городу, но взяли! Уже по окончании стажировки зарплата стала даже чуть выше средней по городу (это мне обещали еще на этапе трудоустройства).

Компания, в которой я проходила курс и потом работала, ушла из России, но автор и преподаватель курса по бизнес-анализу решила продолжить обучать этой профессии онлайн. Так и появилась IT-Metla и курс “Бизнес-аналитик в IT”. Курс с репутацией одного из самых качественных. Курс, с помощью которого подготовили больше сотни бизнес-аналитиков в международные проекты в разных сферах.

Сейчас я работаю в другой компании и зарплата у меня гораздо выше той, которая была на ненавистной руководящей работе. С момента старта работы стажером бизнес-аналитиком до выхода на желаемый уровень зарплаты в моем случае прошло всего 10 месяцев. Да, это были месяцы упорной учебы, практики в проектах и дополнительного самообразования по вечерам, но оно безусловно того стоило! Закончить свою историю я хочу на мотивирующей ноте. За свою жизнь я точно поняла одну вещь: если очень захотеть – можно в космос полететь. Но там нет вакансий бизнес-аналитика, поэтому садимся на IT-Метлу и летим в свое светлое будущее любимой работы и приятных звуков будильника по утрам!

Понравился материал?